Сайт церквей ЕХБ Брянской области

В Начале...

Меню


Людям во все времена, во все столетия нужен был кто-то, чтобы поклоняться ему. Люди искали Бога, в котором они нуждались. Богоискательство, по идее, не является отличительной чертой именно русского народа, потому что, кажется, всем людям нужен Бог и многие ищут Его. Но на самом деле в России этот поиск особенно напряженный. Историк евангельско-баптистского братства А.В. Карев указал на причины этого: "Православие породило в русском народе великое богоискательство, какого не знал и не знает ни один народ мира. Православие покрыло русскую землю тысячами монастырей и скитов, в которых искали спасения своих душ около ста тысяч монахов и монахинь. Но одного не давало православие русскому народу - знания Библии. А пытливый ум богоискателя не может быть удовлетворен одним великолепием храма и службы в нём".

Писатель Лесков замечает: "Русь была крещена, но не просвещена". Религиозный философ Бердяев спрашивает: "Прошла ли Россия христианизацию? Не усвоив учения Христа, русский человек остался язычником, точнее, православным язычником".

Благовестие состоит в том, что через Деву Марию в мир пришёл Сын Божий - наш Спаситель от грехов и вечной гибели, это весть людям о "спасении в прощении грехов их" (Лк. 1:77). Через Сына Божия нам открыт свободный вход в Царствие Его, через Него мы дерзаем обращаться прямо к Богу. Поэтому нам не нужны человеческие посредники и человеческие обряды, все это жречество и язычество, а для нас во Христе свет воссиял, и мы познали, что Великий Бог - это Отец наш, любящий миловать. Центр послания Библии - это личные отношения между Богом и Его творением. Это простое отношение все меняет в жизни человека.

У нас не было Библий для народа, не было евангельского учения о церквах, и оттого было много самоспасающихся разными подвигами, от столпничества до зарывания живьем в землю, от самораспятий до изнурительного монашества и послушничества... Иными словами, происходило убиение плоти, а зло находилось в сердце. Люди мучили себя, не хотя замечать, что Иисус спасение всем даром дал.

Итак, Киевская Русь восприняла все церковное устройство от греков, а также и греческое богословие. Ее иерархами вначале были греки. Убранство церквей, иконопись - все было по греческому образцу. Это был мистический путь освоения Евангелия: через обряды, таинства, созерцание и поклонение невидимому, непознаваемому Богу, через видимые изображения святых, а также освоение Писаний через творения отцов церкви, чьи произведения считались "ключом" к Священному Писанию. В Новгороде, в 1370-е годы возникло первое евангельское движение, начавшееся в среде низшего, но весьма образованного духовенства в знак протеста против "поставления пастырей на мзде". Псковские дьяконы Никита и Карп за этот грех отринули церковную иерархию: если священник купил свое положение за деньги, то какой же смысл во всех совершаемых им таинствах? Никита и Карп нашли себе единомышленников во Пскове и в Новгороде, они призывали пересмотреть все установления православной церкви с точки зрения Евангелия и вернуться к первохристианству. Этих людей прозвали "стригольниками", и под этим названием они вошли в историю. Это были первые "духовные христиане" на Руси. Стригольники подчеркивали духовный смысл всех церковных таинств, раскрывая значение христианской веры в изменении жизни христианина и основывали свои взгляды на Писании. Влияние их на всю историю евангельского движения чрезвычайно велико!

На соборе 1504 года встретились нестяжатели с иосифлянами, и победили последние. Собор 1504 года оказался судьбоносным в истории России. На нем открыто торжествовало обрядовое христианство и были сформулированы его основные принципы, а именно: неприятие ни Библии, как Слова Божиего, ни права на ее исследование и обсуждение, ни людей, которые желали жить по Писанию. Этот собор сделал реформацию в России невозможной. Он на несколько веков утвердил жесткую политику господствующей церкви по отношению к самостоятельному продумыванию и обдумыванию Писаний, к дискуссиям на религиозные темы и к свободомыслию.

А.Н.Голицын

А.Н.Голицын, президент "Российского Библейского общества"

Идеями Реформации в России был охвачен широкий круг людей: дворяне, крестьяне, образованные слои населения, и наконец, все те, кто способствовал отечественному книгопечатанию. Книгопечатание на заре своего возникновения было делом жертвенного служения Богу, и оно впервые после Киевской Руси принесло Евангелие и Библию русскому народу. Оно развивалось в обстановке непрерывных угроз. Все это особенно видно на судьбе нашего первопечатника Ивана Федорова (1510 - 1583). Он имел твердое и ясное понимание важнейшей истины для жизни народа - опираться в своей вере нужно только на Писание, нужно знать Библию, нужно вникать в Божие Слово. И он сделал все, чтобы донести Слово до простых людей, объяснить его, сделать привлекательным, понятным.

Раскол стал важным событием для будущего возникновения протестантства и баптизма в России. Именно в раскол уходят наши национальные корни, корни русских евангельских христиан-баптистов. Дело в том, что исход из государственной церкви совершался двумя большими потоками - поповцев и беспоповцев. Поповцы не мыслили себе церкви без священников и обрядов; единственное, чего они хотели, - это иметь свободу от насилия государственной машины и свободу от "порушившейся" церкви, в которой больше не обитает благодать. Это были будущие старообрядцы. Беспоповцы - это раскольники, которые опирались на трехсотлетний опыт русского нонконформизма с его неприятием обрядности иерархии, тяготением к устроению общинной жизни. В них пробудилось чувство сознательной религиозности, что сделало раскол движением от массовой религии к индивидуальной вере. К 1666 году, в связи с расколом, образовалось довольно сильное и однородное движение духоборчества. Это одна из главнейших преследуемых и гонимых русских сект, которая любила Господа, строго следила за духовным послушанием учению Христа. Духоборчество можно назвать чистым чудом в русской жизни. Преимуществом духоборов было их гораздо более близкое знакомство с Библией: в 1751 году выходит в свет Петровско-Елизаветинская Библия. Это было важным событием в русской жизни! Духоборы признавали божественное происхождение Библии, верили, что Слово Божие - это единственный источник веры и спасения, но только тогда, когда это Слово живет в человеке, когда Бог познается по опыту, через вдохновение свыше, объясняющее человеку Священное Писание. Главнейшей характеристикой духоборчества как направления было то, что они перевели все видимые формы богопочитания в невидимые: крещение производится Словом Божием, когда человек отрекается от себя и вверяет себя Богу. Исповедь - это сокрушение сердца перед Богом. Причастие происходит мысленно, через веру в жертву Христа. Церковь - невидима, она состоит из людей, которые призваны Богом, руководствуются "внутренним светом", стараются "засеменяться добром". Они верили, что они являются храмом Божиим и имеют в себе присутствие Троицы.

Проханов Иван Степанович

Проханов Иван Степанович
(1869-1935)

В 70-х годах XIX века из них выделились молокане, которые явились предшественниками русского баптизма. Молоканство - это вершина русского библейского богословия до евангельского пробуждения. Молоканами их впервые назвала Тамбовская духовная консистория в 1785 году за то, что они, не соблюдая постов, пьют молоко. Так же, как и духоборы, молокане учили, что люди не должны властвовать над теми, в кого вселилось учение Христово. Молокане вдохновлялись мыслью о том, что они созидают Царство Божие на земле и не должны "сообразоваться с веком сим". Но в учении молокан были и свои особенности, которые отличали их от духоборов. Молокане уповали на спасение по заслугам Сына Божия, были уверены, что божественное учение очищает верующего от греха и неверия, дает ему "духовное помазание". Но они не приняли спасение как дар. Молоканство можно назвать мистико-рационалистическим направлением в развитии русской религиозной жизни. Молокане близко подошли к центральной теме евангельского благовестия, но остановились перед ней: они и не помышляли о новом человеке, рожденном от Слова Божия и Духа Святого. Но они явились благодарнейшей почвой для проповеди баптистов, и именно с них начнется евангельское пробуждение в России, и именно из их числа выдвинутся первые баптистские руководители: организаторы общин, миссионеры, проповедники, пресвитеры. Это Никита Воронин, первый молоканин, крещенный по вере, Василий Павлов, сказавший о себе: "Русский баптизм - это я!" Это братья Мазаевы, это семья Прохановых, давшая нам впоследствии руководителя евангельских христиан в Петербурге, это Казаковы, сын которых станет композитором, регентом, поэтом, проповедником и преподавателем на курсах евангельских христиан. Молокане тысячами перейдут в баптизм, принеся с собой серьезность, основательность, высокие нравственные качества и выносливость в гонениях. Молокане сделали основой своих богослужений чтение и изучение Библии, а также послушание Божиему Слову.

Воронин Никита Исаевич

Воронин Никита Исаевич
(1840-1905)

Они создали церковь как союз единоверцев. Русский баптизм многим обязан молоканам как своим предшественникам, которые связали его со всей историей русского религиозного поиска.

Уверенность в близости Бога, в обитании Духа Святого в сердце верующих, любовь ко Христу и участие в Его страданиях - все это несло наших предков, как на крыльях, поверх всех горестных испытаний и потерь.

.Народ вышел из государственной церкви не в пустоту, а к Отцу, Сыну и Святому Духу - напрямую. И приблизились друг ко другу все, кто чувствовал между собой духовное единство.

Штундизм - последняя глава истории тысячелетнего богоискательства и первая глава истории современного евангельско-баптистского движения, несущего с собой Благую Весть о спасении через веру и рождение свыше, об уверенности в вечном спасении и непреложности его, о личном познании своего Спасителя и о церкви искупленных Божьих детей, отражающих Славу Бога в радости и любви, свидетельствующих об истине Его и открывающих всем людям Имя Его.

"Штунда" - это результат размышлений крестьян над Словом Божиим.

Свет благовестия с великим трудом проникал в нашу страну, и как случилось, что в XIX веке рухнули преграды для Евангелия и началось воскресение России и ее великое духовное пробуждение, охватившее всю страну и приведшее к образованию церквей евангельских христиан-баптистов.

Бог - Владыка истории, и нам должно уповать на Него. Он обещал нам: "...Труд ваш не тщетен пред Господом" (1 Кор. 15:58). По воле Божьей так и получилось!